«Как этой хрупкой юной девушке удалось так легко, без единой нотки пафоса, без нагнетания драмы, не просто справиться, а глубоко проработать и точно подать такую больную тему? Война сама по себе тема опасная, легко скатиться в переписывание истории или в оценочность. А, война в Нагорном Карабахе — это еще и неоконченная история, живая, как и другие современные войны в разных точках планеты. Удивляюсь тому, что мне удалось рыдать под маской беззвучно. Красиво, гармонично и очень мощно. Впечатление, меняющее сознание зрителя, лучше всяких патриотических агиток. Не знаю существует ли Премия Мира за произведение искусства, но Валерия за «Черный сад» её заслуживает точно!»
/ Интернет-журнал «Лицей» (Петрозаводск) Виктория Никитина
«Очень личным называет хореограф Валерия Каспарова проект «Чёрный сад», которым открылся фестиваль. В основе постановки — интервью с очевидцами первой Карабахской войны. Спектакль рассказывает множество реальных историй, преломлённых призмой искреннего сопереживания: о том, как военные самолёты кажутся детворе диковинными птицами, о том, как мать поёт своему сыну колыбельную, признаваясь, что не знает, где его папа и что с ним, о том, как дети договариваются не произносить слово «отец», потому что большинство из них — сироты. Но «Войнушка» слишком легко превращается в войну, под свист пуль и грохот разрывов райский сад на заре жизни оборачивается чёрным садом смерти, руки-ветки с побегами любопытных пальцев корчатся в огне и сжимаются в кулаки. Но главное здесь — не последствия воспитания войной и даже не её ужас, а то хрупкое взаимодействие между людьми, которое только одно и может спасти, когда земля вокруг встаёт дыбом. Его ощущение создаёт летучая, абстрактная телесность действия. Тяжёлое дыхание, звуки падения тел, всхлипы естественно вплетаются в звуковую партитуру, которую небесно спокойный дудук делит пополам с гулом самолетных двигателей.» / Алена Мороз www.teatrtogo.ru